Приветствую Вас, Гость
Страницы села Лагерево
Работа ученика 9 класса Ситдикова Айнура.
Руководитель Ситдиков Р.Д.

Введение                                                                                                                 

1.1.История происхождения названия села Лагерево  

1.2.История происхождения топонимов родного края                                                                        

1.3.Участие башкир – тырнаклинцев в Крестьянской войне под предводительством  Емельяна Пугачева                                                                                                                             

Заключение                                                                                                           

Выводы                                                                                                               

Использованная литература                                                                              

Респонденты 

                                                                                      Введение

    Эта исследовательская работа, посвященная выявлению своих исторических корней,  сегодня, в эпоху утраты обществом общечеловеческих ценностей, является очень актуальной. Человек, который знает историю и родословную своего рода, своей семьи, будет знать и хранить историю своей малой и большой Родины. Время безжалостно в отношении к истории; старые покидают этот мир, унося с собой бесценные сокровища старины. Молодое поколение намного меньше знает, меньше разбирается в вопросах своей истории. Чтобы окончательно не утратить предания седой старины, нам, молодежи, необходимо изучить историю и передать следующим поколениям. Мы обязаны знать историю, литературу, язык и культуру своего народа.

    У башкир раньше был неписаный закон: каждый башкир, особенно мужчина, обязан был знать своих предков до 7 колена, шэжере своего рода, народные песни и предания.

    В последнее время, благодаря Президенту, Правительству Республики в селах и городах республики проходят праздники «Шэжере байрам». Для того, чтобы провести эти праздники на должном уровне, необходима большая подготовительная и организационная работа, а именно: изучение родословной своего рода, семьи, истории родного села, истории возникновения топонимов.

     Хотя наше село Лагерево является старинным селением в округе, до сих пор  не до конца восстановлена  родословная рода, не написана книга по истории села, не собраны воедино сведения о знаменитых и известных людях.

     Исходя из вышесказанного, я решила провести эту исследовательскую работу, ознакомиться только одной страничкой летописи моего края.

1.1.История происхождения названия села Лагерево                                       

В любом краю России на вопрос.
Откуда я, отвечу:
                            - Я – из  Башкортостана!                                                                                        

Росла – мой мир со мною   вместе рос,

Входили в сердце истины простые.

В любом краю планеты на вопрос,

Откуда я, отвечу:

                                                 -Из России!

  Я хочу познакомить вас с деревней Лагерево Салаватского района республики Башкортостан. /слайд/

   Наша деревня являлась основной деревней башкир рода Тырнаклы Айлинского племенного объединения. Помимо деревни Лагерево в род Тырнаклы относились следующие населенные пункты: Шаряк, Яун, Старо – Мухамет. Ново – Мухамет. Ибрай /Сонка/, Анзяк /Ельгилде/, Юкалекуль, Сагирово.

В чем красота земли моей?

-В раздолье пашен и полей.

-В чем гордость Родины моей?

-В отваге гордых сыновей.

-В чем сила у тебя, страна?

-В руках натруженных она.

Прежнее название деревни Васкын /Васкино/ происходит от имени человека, который основал деревню. Расположена она была в 3-х километрах севернее. Эту  местность лагеревцы называют «Иске йорт» /Старый двор/. На этом месте растет одинокое многолетнее дерево./слайд/

 На карте первой половине 18 века, составленной немецкими картографами, /слайд/ деревня находилась там и называлась Васкын, а в документах времен Крестьянской войны 1773-1775 г.г. она упоминается под названием Лагерево. Современники – трактористы, работавшие на вспашке полей, говорили, что иногда вспахивали обуглившие останки бревен, золу. Куда девалось Васкино? Известно, что башкиры поднимались на восстания через каждые 10-15 лет, защищая свой особый статус асабалык, защищая свою религию и земли. Каратели, как только подавлялось восстание, в отместку сжигали целые деревни, казнили народ – участников восстания.

  Во время башкирских восстаний 1735-1740 г.г. Васкын находился в центре исторических событий. В документах того времени нередко упоминается наша деревня. Башкиры Сибирской дороги часто собирались в деревне Васкын и решали наболевшие проблемы. В одном из документов говорится, о том, что участники йыйына решили не допустить переписчиков населения.

  В 1739 году в соседней деревне Старо – Мухамет башкиры объявили ханом Миндигула Юлаева по прозвищу Карасакал. Карасакал со своими сторонниками переправились через реку  Ай и вошли в нашу деревню, где их ожидало человек 200 противников. Пламенной речью Карасакал  хану удалось их склонить в свою сторону. Народ горячо приветствовал Карасакала и в дальнейшем принимал самое активное участие в восстании. Тырнаклинская волость оказалась в центре восстания. Все способные носить оружие примкнули к хану. Такое каратели, впоследствии, простить не могли, и дотла были сожжена деревня Васкын.

1.2.История происхождения топонимов родного края.                                    

  При въезде в деревню с юга с левой стороны дороги лежит большой камень – Оло таш. Это место напрямую связано с событиями тех лет./слайд/

  По дороге, рядом с которой лежит камень, в старину гнали каторжников в кандалах в Сибирь. Эту дорогу и сейчас называют «Дорога каторжников» или «Этапная»./слайд/ Однажды, во времена восстания Карасакала, арестанты на этом месте набросились на конвоиров, хотели убежать. Конвоиры многих из них перебили, выкопали большую яму и похоронили их, и раненых живых, и мертвых. Сверху придавили этим большим камнем. «Кровь текла рекой», - говорили в старину про эту трагическую  историю  на дороге. С тех пор это место считают «нехорошим», даже ночью, говорят, там слышны стон и плач людей, топот лошадей…

 В школьном музее хранится реликвия тех лет. Это уникальный экспонат -  кистень – боевое оружие. /показ/

Свидетелем  многих кровавых восстаний является Гора Кустарь. /слайд/

  Гора Кустартау находится восточнее деревни, на правом берегу реки Ай. Название происходит от русского слово «кустарь». В 17 веке русское правительство запретило башкирам содержать кузницы, изготовлять оружие и порох. Но башкиры, которые многократно поднимали восстания, тайком занимались запретным ремеслом. И одна из таких кузниц находилась на вершине этой горы, в густом лесу. Мастера народ прозвал Кустар –хазрет. Из этого видно, что он был не только мастером, но и грамотным, и, наверное, обучал других своему ремеслу. А гора с тех пор и называется Кустартау. /гора Кустарь/. До нынешнего времени мы находим наконечники боевых стрел того времени. Они хранятся в нашем музее. /показ/

1.3.Участие башкир – тырнаклинцев в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева                                                                                                                             

    Во время Крестьянской войны 1773-1775 г.г. тырнаклинцы были в числе участников восстания. Одна из версий происхождения нынешнего названия  деревни напрямую связано с событиями этих лет.

Кто он, грозный Салават?

Чем он славен и богат?

Он – родной земли булат.

Он – отвагою богат…

  Салават Юлаев после того, как вернулся из Оренбурга, приступил к сбору войска. С этой целью он приехал  к окраине деревни и встал лагерем. Бросил призыв башкирам, чтобы они примкнули в ряды восставших. И начал стекаться народ к Салавату. После молодой полковник Салават двинулся вниз по реке Ай. По преданиям, после этого деревня стала называться Лагыр /Лагерь/. Исследователь Рашит Шакур в своей книге «Свидетельствуют имена» также придерживается этого мнения происхождения   названия деревни Лагерево.  Башкиры – тырнаклинцы  встали под знамени Салавата и двинулись в Красноуфимск.     Участие в Крестьянской войне 1773-1775г.г. 184 башкир-тырнаклинцев под руководством юртового  старшины Яуна Чувашбаева в сводном отряде С.Юлаева подтверждается историческими документами. [2,С.285]. Также в документах упоминаются  имена 6 жителей д.Лагерево, которые участвовали в восстании и были допрошены в качестве свидетелей по делу С.Юлаева переводчиком Ф.Третьяковым. [2,С.325,328] Филут Абдуллин, Унгар Кучкильдин,  Алимгул Усманов, Тюлькубай Ишимов (Ишмухаметов), Габбас Гайсин, Муаш (Магаш) Абдуракаев - вот имена этих башкир. После изучения шэжере выяснилось следующее: Филут Абдуллин приходится отцом Яубатыра Филатова (Филутова), о котором упоминает А.Асфандияров в своей книге «История сел и деревень Башкортостана».[3,с.150]  Очень интересна судьба этого Яубатыра. Он родился в 1774 году (это подтверждается материалами ревизии 1816 года) во время восстания. В народе бытует предание, что новорожденного мальчика родители оставили в лесу около болота, спасаясь от карателей. Когда вернулись через сутки, были уверены, что мальчик умер. Но, к счастью, он выжил. В честь этого события его нарекли именем Яубатыр (батыр-воин). Потомки Яубатыра сегодня проживают в селе. Яубатыр – мой дед в 5 поколении со стороны мамы.

       Вторая версия возникновения названия деревни совпадает  с событиями, которые связаны с исследовательскими работами немецких ученые в середине 18 века на территории рода. Немецкие ученые изучали возможность строительства плотины, соединив г. Кустартау и г. Офейколак. Они работали в течение длительного времени и привезли с собой семьи, скот. Свой лагерь они разбили как раз на нынешней территории села. После сожжения Васкино люди переселились на место лагеря немецких ученых. До этого народ это место называл лагерь. По привычке новое селение стали называть Лагерь (Ла2ыр).

 В конце 60-х г.г. прошлого столетия археологической экспедицией под руководством Н.Г.Мажитова производились раскопки курганов южного кладбища села  Лагерево. Находки, которые были найдены во время этих раскопок, ученые отнесли к 7 веку нашей эры. Обнаружены были оружие, украшения, детали конской упряжи, предметы быта. В музее археологии и этнографии создана отдельная экспозиция, посвященная Лагеревским курганам. Там выставлены находки этой экспедиции. Профессор Н.Г.Мажитов в своей книге «Тайны Южного Урала» пишет о Лагеревских курганах.(7,С.163,165,170) Конечно, утверждать, что они и были нашими предками было бы не очень правильно. К тому же находки относятся к кипчакской культуре. Но этот факт доказывает, что территория с.Лагерево была заселена уже в те времена. «Познай свой народ - и ты станешь человеком» , - говорил  К. Ушинский. Мы должны изучить наше прошлое для будущего. Будущее ее в наших руках.

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и поля,

Это – башкирские картины,

Это Лагеревская земля!

Вижу башкирское приволье,

Вижу степи, тополя.

Это – наше раздолье.

Это – башкирская земля!

 Я раскрыла и изучила только одну страницу истории края. Наше село развивается, благоустраивается. Молодые строят жильё, рождаются дети. В моем родном селе построены новые здания средней школы, школы – интерната, подведен сетевой газ.

   Но нет будущего у тех, кто не знает и не хочет знать историю своего народа, своего края, своей Родины.

Заключение.

     В ходе исследовательской работы мы пришли к таким результатам:

1.Выявлено и доказано, что прежнее местоположение с. Лагерево было в местности Иске Йорт.

2.Прежнее название села – Васкино  (от антропонима Васкын).

3.Васкын – историческая личность. Имя Васкына и его сына Гайсы (Асы) упоминается в связи с событиями башкирского восстания 1739-1740 г.г. под руководством Карасакала. Эта связь подтверждается историческими документами.

4.Выявлено, что в период с 1740 по 1775 год, деревня, изменив название, заняла нынешнее месторасположение.

5.Было рассмотрено две версии происхождения названия деревни Лагерево. Требуется дополнительная исследовательская работа по этому вопросу.

6.По историческим документам установлено, что в Крестьянской войне 1773-1775 г.г. участвовали 184 тырнаклинца под руководством  старшины Яуна Чувашева.

7.Изучив и проанализировав историю происхождения топонимов, было выявлено следующее:

а) возникновение топонимов тесно связано с историей народа;

б) название горы Кустарь происходит от имени хозяина кузницы Кустар хазрета. Башкиры умели изготавливать порох и оружие.

Выводы.

     По итогам  исследовательской работы, были сделаны следующие выводы:

1.     История моего рода и родной деревни очень богата.

2.     Требуется издание книги по истории рода Тырнаклы и деревни Лагерево.

3.      Мы должны знать свою историю и  передавать её будущим поколениям.

Литература.

1.А.З.Асфандияров «История сел и деревень Башкортостана», Уфа, «Китап», 2001.

2.Р.Вахитов «Шежере Салавата», Издательство «Китап», Уфа, 2008.

3.Д.Х.Яндурин «Тырнаклы ырыуы тарихы», журнал «Ватандаш», 2000,№8.

                                                     Респонденты:

1.Ситдиков Ринат Даянович.

2.Хамитов Тельман Валиевич.